До чего дошел прогресс!
Как бы мы ни сетовали на сложности современной жизни, есть в ней несомненно хорошие стороны. Вот и технический прогресс уже добрался до наших садовых участках. Согласитесь, лет 10-15 назад о мини-технике, предназначенной для дачника или садовода-огородника, хозяйствующего на 5-8 сотках земли, мы и слыхом не слыхивали.
Самым популярным у владельцев 10-15 соток был "Крот" - мотокультиватор мощностью в две с половиной лошадиные силы и весом около 50 кг. По желанию покупателя он укомплектовывался плужком, окучниками, грунтозацепами, насосом и даже небольшой тележкой. Но с "Кротом" мог управиться только неслабый мужичок. Правда, был еще новгородский культиватор МК-50 ("Энергия", а в просторечии "кузнечик"). При мощности в одну "лошадку" весил он 40 кг и предназначался только для рыхления окультуренной земли. К нему придавались фрезы с захватом 50 см да окучник.
Изредка встречался в магазинах садово-огородный электрокультиватор Владимирского тракторного завода, который владельцы называли просто электролопатой. Он совсем немного весил (привезти его на участок можно было в обычном рюкзаке) и обрабатывал почву на глубину 20 см. Кстати, приводом к этому рыхлителю служила ручная электродрель, которую можно было использовать и по прямому назначению. А сегодня в продаже есть калужский электрокультиватор "Надежда" весом 45 кг и мощностью 1, 7 кВт. Питание - от обычной электросети с напряжением 220 В. Кроме экологической чистоты, он хорош низким уровнем шума и вибрации. Прекрасный помощник при работе в больших теплицах. Только вот где гарантия, что напряжение не начнет "скакать" или его не отключат в нужный момент? Кстати, цена "Надежды" повыше, чем "Крота". Есть еще 23-килограммовый "итальянец" Ла Зап - па мощностью 1, 3 кВт. Он еще дороже.
Впрочем, практически весь прошлый ассортимент отечественной мини-техники существует и сегодня. Из новинок появился в наших магазинах, пожалуй, только младший брат "Уралов", 8-сильный мотоблок "Агрос", весящий 150 кг, ценой около 13 тыс. руб. Купить эту технику вы можете и в хозяйственном магазине, но лучше съездить в специализированный, например, "Земледелец" или "Ассоль". Там гораздо проще подобрать необходимые навесные орудия, приобрести нужные запчасти. К тому же не исключено, что потребуется гарантийный или послегарантийный ремонт. И "Земледелец", и "Ассоль" имеют собственных механиков и налаженные связи с заводами-изготовителями. Кстати, специалисты обеих фирм считают, что для горожанина, работающего "в поле" лишь в летний сезон, лучшим выбором станет мотоблок "Салют". Его несложно привезти на участок в обычной легковой машине, он весит 70-80 кг. В семействе "Салютов" есть блоки 6, 5 л. с. и 3, 5 л. с. с двигателями отечественными и американскими.
Среди мотокультиваторов выделяется тульский "Тарпан" с двигателем Briggs & Stratton, мощностью 5, 5 л.с. и весом 45 кг. В комплекте дополнительного навесного оборудования полольник, окучник, грабли, корнеплодовыкапыватель, грунтозацепы и колесные ступицы, а также универсальная сцепка, позволяющая использовать "навеску" других заводов. Еще одно достоинство "Тарпана" - он разделяется на две части. Двигатель вместе со складывающимся рулевым управлением легко и быстро снимается - и пожалуйста, везите его в багажнике. А если купите, кроме перечисленного навесного оборудования, еще и газонокосилку "Тарпан", на которую этот двигатель также несложно установить... В общем, все замечательно, если вы достаточно состоятельный человек - стоит этот культиватор без дополнительного оборудования чуть больше 10 тыс. руб.
Отечественные производители все чаще ставят на свои мотоблоки и мотокультиваторы зарубежные двигатели, чаще всего американский Briggs & Stratton. Разумеется, повышаются при этом не только эксплуатационные характеристики техники, но и ее цена. Ну и бензин в этом случае нужен не ниже А-92. Впрочем, по мнению специалистов, разумнее выбирать технику хоть и недорогую, но с хорошим двигателем. И еще один совет: предпочтительнее двигатель, который достаточно распространен у нас в стране: не будет проблем с ремонтом и обслуживанием.
Если вас больше интересует продукция западных фирм, которые уже давно работают на "мини-землевладельца", сразу ориентируйтесь на серьезные цены. Пожалуй, самая дорогая техника - корпорации HONDA MOTORS. Мотокультиватор мощностью в лошадиную силу весит 16 кг и стоит почти 800 у.е. Мотоблоки HONDA выпускает пяти видов, самый легкий, равный по мощности нашему "Кроту", весит 28 кг и стоит около 900 у.е. В том же ценовом уровне техника шведской фирмы HUSKWARNA.
Можно купить и дешевый мотокультиватор, например, "Риоби" - легонький, способный обрабатывать огородную почву на 15 см. Год назад в магазинах фирмы "Ключ" он стоил около 1500 руб. Впрочем, специалисты отзываются о нем слегка снисходительно: игрушка для богатых, которым скучно. Этот культиватор - составная часть комплекта "Риоби" для ухода за участком при загородном доме, в него входит газонокосилка, пылесос для уборки мусора, снегоуборщик и т.д.
Гораздо интереснее американский мотокультиватор "Мантис" (с японским двигателем мощностью 1, 7 л.с.). Он легок - всего около 9 кг, к тому же ручки легко снимаются. Его можно привезти с собой на участок в обычной хозяйственной сумке и совершенно необязательно держать все лето на участке. При сегодняшнем разгуле садового воровства это немалый плюс. Удобство "Мантиса", по мнению его создателей и тех владельцев, с которыми я смогла поговорить: работа с ним не требует специальных познаний в технике и мощности в "одну мужскую рабочую силу", он рассчитывался именно на обычных людей. "Женский вариант, - назвал этот культиватор одиин из его владельцев, А. Н. Киселев. - На небольших участках вполне заменяет мотоблок. Работает быстро, легко, и горючего "ест" мало. Хотя к нему надо привыкнуть, нужен определенный навык. Единственное уточнение к рекламным описаниям - по целине им придется пройтись дважды, с первого раза 25 см не берет. Но ведь другие культиваторы для такой работы вообще не годятся". Как при таком маленьком весе он может глубоко обрабатывать почву? Все дело в уникальной (запатентованной) форме фрез и высокой скорости их вращения, объясняют разработчики. А маленький размер культиватора позволяет обрабатывать даже узкие междурядья. Существует 8 насадок к "Мантису", предназначенных для ухода за садом-огородом, газоном, для стрижки живой изгороди. В общем, для современного дачника - замечательный вариант. По мнению тех, кто купил этот культиватор еще до того самого дефолта, сегодняшняя цена (около 670$) - его единственный минус. Если это обстоятельство вас не смущает, в нашем городе "Мантис" можно приобрести у регионального представителя московской фирмы НПЦ "Агроум".
"НЕВА" И ПРОЧИЕ, ДО ЗЕМЛИ ОХОЧИЕ...
Если вы имеете большой огород в деревне, а живете в городе, то, наверное, уже присматриваетесь к мотоблокам среднего класса. Их вес колеблется у отметки 100 кг. Но, сняв колеса и руль, их можно уместить даже в "Ниве". Для дачника вещь удобная. Что из подобной техники сегодня есть в продаже?
Среди этой группы эргономикой, дизайном отличается МБ-2К "Нева" (г. Санкт-Петербург). Надежный 4-тактный двигатель с раздельной системой смазки и легким запуском. Единственный мотоблок этой группы с разблокировкой колес, что позволяет легко разворачиваться почти на месте. И навесное оборудование к этому мотоблоку самое полнокомплектное, вплоть до снегоуборщика, кормодробилки, косилки.
В этой группе ранее был очень популярен мотоблок "Каскад" (г. Пермь). Очень надежный двигатель и редуктор надежной, но несколько устаревшей конструкции. Очень тяжел на развороте. То же можно сказать о мотоблоке МБ-1 "Ока" (г. Калуга). Но он подешевле "Каскада".
Если хотите приобрести мотоблок с двигателем помощнее, обратите внимание на "УРАЛ-3" (г. Уфа). А если хочется иметь мощный, но более легкий мотоблок, то выберите "Салют-5Д" (г. Москва). Вес его 70-80 кг, он компактнее, его легче перевозить, но и стоимость его повыше. К тому же в отличие от вышеперечисленных блоков средней группы, к которым подходят навесные устройства от "Невы", к "Салюту" подходят только свои, фирменные, косилка и снегоуборщик.
К тяжелому классу мотоблоков (вес около 150 кг) относятся "Агрос" (г. Уфа) и ЗДК 4.905 (г. Ковров). У них и скоростей вперед и назад побольше. Благодаря максимальной скорости 16 км/ч это еще и прекрасное транспортное средство. У "Агроса" надежный двигатель, как у мотоблока "Урал-3", только со сцеплением сухого типа (как у автомобиля), независимый привод на вал отбора мощности. Подходит все навесное оборудование от средней группы ("Нева"), а косилка и фреза свои.
У ЗДК двигатель более мощный, но он 2-тактный, с несколько меньшим моторесурсом. К тому же навесное оборудование к ЗДК только свое, фирменное. У соседа от "Невы" не займешь.
Конечно, покупать мотоблоки желательно с комплектом навесного оборудования, чтобы чаще и с большей пользой их применять. Но цена всего набора раза в два выше самого мотоблока. Для средней и тяжелой группы она превышает двадцать тысяч рублей. При всем при этом большинство операций придется делать "пешим порядком", идя за мотоблоком и управляя им с помощью ручек. Знатоки утверждают, что сила и выносливость при этом нужны немереные. Работа эта чисто мужская. Можно облегчить хождение за мотоблоком, если купить к нему адаптер АПМ-350. Он имеет два положения колес, транспортное и рабочее. Сцепив его с мотоблоком и сев на него, можно вести на длинных прогонах вспашку, боронование и другие операции. Но управлять этой сцепкой будет не легче.
Выбор техники в магазинах сейчас большой, несравнимый с историей огородничества десятилетней давности. Но все же хочется чего-то пооригинальнее, полегче в управлении, более удобного мини-трактора, чтоб при желании и женщина могла с ним управиться...
Интересно
Физиологическое заболевание плодов – стекловидность, характеризуется наличием прозрачных, содержащих много воды участков в мякоти яблок. Межклеточные пространства до отказа заполнены клеточным соком. В отличие от горькой ямчатости типичные для этого заболевания стекловидные, хорошо просматривающиеся изменения в мякоти плодов появляются уже на дере... |